На первую страницу
О компании
Услуги
Наши клиенты
Наши федеральные партнёры
Наши региональные партнёры
Полезная информация
Глоссарий терминов
Координаты

Рассылки Subscribe.Ru
Рекламные услуги и технологии

Обзор по лизингу. Рецессия или депрессия?

«Сокращение общего объема производства называют также спадом или рецессией; термин депрессия используется по отношению к длительным спадам…»(Экономический словарь).

   

Логика кризиса на рынке лизинга. От общего к деталям.

   В условиях кризиса рынок лизинга оказался одной из наиболее пострадавших сфер финансового сектора экономики страны. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» за 9 месяцев 2008 г., объемы рынка не только не росли, но и снижались, в отличие от банковского сектора (прирост за 1 полугодие 2008 г. – 14,6%) и рынка факторинга (прирост – 82,1%). Сумма новых лизинговых сделок на рынке за 9 мес. 2008 г. снизилась на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.

   И хотя окончательные итоги 2008 года пока не подведены (рейтинговые агентства еще не закончили анкетирование компаний), имеющиеся уже факты говорят о том, что темпы снижения экономических показателей в конце года (в сравнении с его началом), скорее всего, возросли. Как известно, рынок лизинга подвержен сезонным колебаниям, большая часть сделок приходится на последние месяцы года. А в 2008 г., по свидетельствам участников рынка, в этот период, наоборот, наблюдался спад. Что никого не удивило в условиях набиравшего обороты кризиса, который вызвал не только падение спроса на лизинговые услуги, но и, что крайне важно, значительное сокращение банковского финансирования этого сектора экономики. Одна из причин, обусловивших банковскую политику по отношению к компаниям отрасли, кроется в самой сути лизинга. Деятельность лизингодателя – это, как правило, долгосрочные инвестиции. А в условиях кризисной экономики, нестабильности курсов валют кредиторы не считают возможным планирование своей деятельности на длительные сроки.

   В самом начале 2009 года, как и в конце 2008-го, рынок лизинга продолжил свое падение, причем интенсивность процесса в разных компаниях отрасли разная, что естественно - ведь они, по определению, не идентичны, и на их деятельность влияет множество факторов. Устойчивость лизинговой компании зависит как от ее финансирования, так и от положения в тех отраслях, на которые направлена ее деятельность, от изменений налогового законодательства, от политики самой компании и др.

   

Музыка финансовых сфер

   В условиях сокращения банковского финансирования лизинговые компании были вынуждены осуществлять проекты за счет собственных средств, а также прибегнуть к облигационным займам. Так, за 9 месяцев 2008 года доля кредитов банков сократилась с 74% (2007) до 43,3%. Лизингодатели профинансировали свою деятельность на 42,6% из собственных средств. Для сравнения - в 2007 году доля данного источника ресурсов составляла всего 9,6 %. Доля облигационных займов возросла с 1,9% до 6,2%. Однако, из-за неблагоприятных условий на рынке капитала, из всех зарегистрированных в 2007-2008 гг. эмиссий 16 остаются на этапе планирования. Еще 4 выпуска аннулированы в связи с отказом компаний от размещения займов.

   В последние месяцы 2008 года и вначале 2009-го вопрос поиска источников финансирования лизинговыми компаниями встал еще более остро. Собственные средства лизинговых компаний – минимальны. Тенденцией лизингового рынка последних лет было – снижение маржинального дохода, что не давало возможности компаниям значительно увеличивать собственные средства. И как уже говорилось, их расход в первой половине 2008 года увеличился.

   Выпуск облигационных займов также не внушает оптимизма. В сложившейся ситуации покупателей найти крайне сложно. Дело усугубляется тем, что специалисты не могут определить справедливую цену таких заемных средств из-за стремительного роста процентных ставок. Яркая иллюстрация вышесказанного – компания «Глобус-Лизинг» - лидер в направлении привлечения финансовых ресурсов с помощью облигационных займов, корректирует свои планы. «В 2009 году в связи с финансовым кризисом фондовый рынок как источник финансирования для лизинговых компаний, скорее всего, будет закрыт», - отмечает директор управления клиентских отношений компании Андрей Бугров.

   В новом году потеряли свою привлекательность и валютные кредиты. Если в 2008 году доля иностранных источников финансирования несколько возросла, то сейчас – в условиях девальвации рубля, займы в иностранной валюте компании брать не решаются.

   Несмотря на то, что все перечисленные финансовые факторы распространяются на весь лизинговый рынок, их действие на отдельные компании разнится. Тому много причин. Например, статус и политика конкретной компании. Так, в наиболее выгодном положении в условиях кризиса оказались компании, за которыми стоят надежные источники финансирования. Например, если компания является «дочкой» банка. А в наиболее тяжелом – компании, которые в преддверии кризиса вели рискованную финансовую политику. Заключали долгосрочные лизинговые сделки на основе краткосрочных кредитов, рассчитывая на перекредитование.

   Тяжело приходится также маленьким компаниям, т.к. у них меньше ресурсов для маневра в быстро меняющихся реалиях рынка. Зачастую они выставляют себя на продажу. Но подобного рода сделки, по мнению участников рынка, очень рискованны. Оценить портфель лизингодателя в современных условиях не представляется возможным. Слишком много слагаемых: различные сегменты рынка, кредиторы, сроки погашения.

   

Правильный выбор – дело непростое

   В условиях кризиса выживание лизинговой компании во многом зависит от положения дел в той отрасли экономики, на которой она специализируется. Другими словами, от ликвидности и востребованности предмета лизинга. По данным за 9 месяцев 2008 года 4 из пяти крупнейших сегментов на рынке составляли транспортные средства - автомобильный (грузовой и легковой), железнодорожный и авиационный. Пятое место принадлежало строительной технике, которая была максимально востребована в тот период. Концентрация рынка по предметам лизинга немного увеличилась: на пять крупнейших сегментов за первые 9 месяцев 2008 года пришлось 62,95% объема новых заключенных сделок, в то время как за аналогичный период 2007 года на них приходилось 59,2%.

   С начала года наблюдаются тенденции, которые могут привести к изменению существующего соотношения сегментов рынка лизинга. Так, лизинг легковых автомобилей теперь стал невыгодным. С 1 января 2009 года вступили в силу поправки к Налоговому Кодексу, которые отменили применение ускоренной амортизации для 1, 2 и 3 амортизационных групп, к которым относятся практически все легковые автомобили. В результате объем лизинга автомобилей быстро сокращается (сейчас он наполовину меньше, чем год назад). Эксперты утверждают, что это не предел. Остро стоит вопрос и в ж\д отрасли. Из-за резкого снижения объема грузов (в декабре на 26%, за 1 неделю января – на 36%) почти втрое снизилась доходность вагонов. Лизинговые компании – владельцы грузовых вагонов, пострадали также от роста курса американской валюты, т.к. их контракты были заключены в долларах. Разрешение критической ситуации, сложившейся в этом секторе лизингового рынка во многом будет зависеть от предложений руководства ОАО «РЖД».

   

Рецепт выживания

   Несмотря на то, что различные лизинговые компании в разной мере пострадали от кризиса, и многое зависит не от политики руководства компаний, а от внешних обстоятельств, все же существует набор универсальных правил, которых, по мнению участников рынка, стоит придерживаться в новой экономической ситуации. Среди них – увеличение ставок для лизингополучателей. Более жесткое отношение к собственной безопасности. Тщательное изучение и беспристрастная оценка возможностей партнеров по сделке (лизингополучателей), взыскание долгов. Оптимизация работы с должниками, помощь перспективным компаниям и исключение безнадежных.

   В существующих непростых экономических условиях пристальное внимание уделяется и вопросу сокращения собственных издержек компании. И одно из первых мест в рейтинге этой вынужденной экономии зачастую занимают маркетинговые и рекламные бюджеты. В то же время в кризисной ситуации неизбежен передел рынка. Чтобы удержаться «на плаву» и завоевать новых клиентов, компании разрабатывают антикризисные программы: объединяются, повышают свою эффективность, осваивают смежные области и т.д. и т.п. Но как качественно донести эту информацию до потребителя в условиях дефицита средств?

   Специалисты рекламной отрасли, в свою очередь, также принимают антикризисные меры, повышая эффективность своих решений.

   Так рекламно-информационным агентством «Эрлинк» разработаны специальные предложения для лизинговых компаний, обеспечивающие уникальные условия публикации рекламно-информационных материалов в тематических приложениях ведущих деловых изданий - журналах «Эксперт», «Финанс», «Генеральный директор», «Финансовый директор», «Компания», газете «Коммерсантъ».

   Особое внимание на страницах этих изданий уделяется исследованию тенденций в макроэкономике и на отраслевых рынках, в частности на рынке лизинга. Под их эгидой проводятся круглые столы и конференции с участием лизинговых компаний, что позволяет составить точное представление о ситуации на рынке, опираясь на сведения, полученные «из первых рук».

   Достоверная, высоко востребованная коммерческая информация, содержащаяся в тематических выпусках, позволяет собирать качественную целевую аудиторию – руководителей и топ-менеджеров крупных и средних компаний России, в компетенции которых решения по развитию бизнеса и формированию бюджета своих компаний.

   Размещение рекламы в таких отраслевых выпусках позволит лизинговым компаниям, в свою очередь, максимально оптимизировать свои рекламные расходы – «выстрелить» в ядро целевой аудитории, не только не увеличив рекламный бюджет, но, вероятно, и сократив его.

   В общем, в любой, даже самой сложной ситуации, стоит искать новые рецепты. Блюдо может получиться очень даже неплохим.

   Дерзайте! Ведь, как заметили еще древние, дорогу осилит идущий!

   

   При подготовке обзора использовались материалы сайтов: www.banki.ru, www.all-leasing.ru, www.raexpert.ru

Новые услуги
Пресс-центр
Вопросы и ответы
Вакансии
О компании  |   Услуги  |   Клиенты  |   Партнёры  |   Полезная информация  |   Термины  |   Координаты  |   Архив

Исключительное право на публикацию текстов, фотографии, изображений, оформление и кодирование принадлежит ООО "Эрлинк".

Rambler's Top100